Первый H-Generation


Последняя разработка Airbus Helicopters – вертолет H160 средней грузоподъемности с двумя турбинными двигателями – представляет собой нечто большее, чем пополнение продуктовой линейки
В последних числах ноября BizavNews с удовольствием принял приглашение и отправился в самое сердце вертолетного гиганта Airbus Helicopters – на завод в Мариньяне, который расположился вблизи Марселя. В этот раз нам показали новую сборочную линию по производству средних двухдвигательных Н175, мы внимательно ознакомились с процессом сборки легких Н125 и Н130, поговорили о недалеком будущем вертолетостроения, посетили оперативный центр Airbus Helicopters. Но наше основное внимание было приковано к новейшему Н160, за судьбой которого мы следим особенно пристально. Особая благодарность Бернару Фужарски (Bernard Fujarski), руководителю программы H160, который подробно рассказал о последних новостях программы.


Но начнем по порядку. Последняя разработка Airbus Helicopters – вертолет H160 средней грузоподъемности с двумя турбинными двигателями – представляет собой нечто большее, чем пополнение продуктовой линейки. Он служит своего рода катализатором, благодаря которому европейский производитель стремится изменить стандарты производства и технической поддержки вертолетной техники. В 2015 году Airbus анонсировал модель как ультрасовременную замену своих двухдвигательных вертолетов AS365 и H155.

На протяжении нескольких лет компания Airbus Helicopters (ранее – Eurocopter) имела репутацию производителя отличных продуктов, которых иногда подводила лишь не слишком удачная техподдержка. Ситуация не менялась до тех пор, пока пост генерального директора в 2014 году не занял Гийом Фори. Большую часть своей карьеры г-н Фори проработал в Eurocopter, занимаясь летными испытаниями и конструкторскими разработками. Он вернулся в авиацию, покинув пост вице-президента по исследованиям и разработкам французского автоконцерна Peugeot, который занимал с 2009 по 2013 год. Мир автомобилестроения изменил его видение организации поддержки клиентов, и Фори незамедлительно приступил к внедрению изменений в Airbus, что резко увеличило объемы поставок запасных частей, сократив сроки их доставки и в некоторых случаях скорректировав цены в сторону снижения. Гийом Фори также представил комплексную программу гарантийного обслуживания под названием HCare.

Изменения окупились. Airbus Helicopters из аутсайдеров поднялся на первые места среди производителей винтокрылых летательных аппаратов согласно ежегодному обзору техподдержки Aviation International News, при этом компания не теряет позиций с 2015 года. Внедрение изменений началось с этапа производства, когда был разработан план осуществления окончательной сборки H160 всего за 18 недель – примерно в два раза быстрее, чем требуется сегодня на AS365. Линия окончательной сборки в Мариньяне на юге Франции объединит пять основных пунктов сборки узлов, которые будут произведены и испытаны до того, как поступят на линию, что гарантирует стабильное время сборки на линии. Технологический процесс будет автоматизирован, объединив две производственные линии, где каждая имеет несколько рабочих станций для сборки различных конфигураций H160. Airbus намерена увеличить мощность до 50 вертолетов в год.


Как рассказывает Бернар Фужарски, на сегодняшний день летные испытания проходят три опытных образца H160, которые уже налетали свыше 555 часов из 1000 необходимых. Сертификация FAA и EASA намечена на 2018 год, тогда же будут и сертифицированы двигатели Safran Arrano. Кроме этого, уже в следущем году в полет отправится первый серийный вертолет и начнется сборка первой серии. Линия финальной сборки вертолета H160 в Мариньяне находится на завершающем этапе подготовки к серийному производству. Одновременно с этим готовится система технической поддержки будущих эксплуатантов, для чего на прототипе вертолета проверяются и отрабатываются планы ремонтных работ, электронные рабочие карты, техническая документация и оборудование. Первой машиной, которая будет введена в эксплуатацию в 2019 году, станет вертолет в конфигурации для нефтегазовой отрасли. Далее планируется начать эксплуатацию вертолета в медицинской конфигурации.
От носа до хвоста

Н160 оснащен полностью композитной конструкцией с динамичными линиями и футуристическим дизайном, отличающимся от предшественников. Он имеет плоский пол кабины, огромные иллюминаторы и большое багажное отделение грузоподъемностью 661 фунт. Пассажирскую кабину можно сконфигурировать для размещения четырех или восьми пассажиров со всеми «прибамбасами», которые присутствуют в новейших моделях крупных бизнес-джетов, или же просто разместить 12 человек.

Вертолет H160 является воплощением множества новых технологий, включая лопасти несущего винта Blue Edge и горизонтальный стабилизатор бипланной схемы, снижающие уровень шума и улучшающие плавность полета, новые двигатели Safran Arrano, экономящие топливо на 10-15% и систему авионики Helionix с четырьмя большими сенсорными экранами, архитектура которых уже используется на других двухдвигательных вертолетов Airbus Helicopters, включая H135, H145 и H175. В целях оптимизации затрат Airbus решила отказаться от дорогостоящей электродистанционной системы управления полетом и не включать защиту от обледенения лопастей несущего винта в базовую комплектацию. Тем не менее, существует много других приятных технологических новинок, входящих в стандартную поставку.

Лопасти Blue Edge имеют наконечники с изгибом, похожим на хоккейную клюшку. При вращении лопастей на концах создается вихревой поток. Изгиб наконечников снижает завихрение, уменьшая акустическую сигнатуру вертолета на целых 5 дБ.

Двигатели Arrano (1300 л. с.) оснащены двухступенчатым центробежным компрессором и регулируемыми направляющими лопатками на входе, снижающими расход топлива на всех этапах полета, в частности, на крейсерском режиме. Они способствуют разгону H160 до максимальной крейсерской скорости в 160 узлов и достижению практического потолка в 20000 футов, при этом дальность полета составляет 450 морских миль. Airbus Helicopters также утверждает, что Arrano сможет похвастаться более низкими эксплуатационными расходами, чем другие двигатели в этом классе.


Авионика Helionix предназначена для снижения рабочей нагрузки, своевременно предоставляя пилотам необходимую информацию. Система соединяется с четырехосным автопилотом и индикатором ограничения режимов полета, который отражает все параметры работы двигателя. Среди других продвинутых функций – рекомендации по маршруту и погодным условиям, система обхода наземных препятствий и система синтетического зрения.

Вертолет H160 также оснащен наклонным хвостовым винтом фенестрон, который еще больше снижает его акустическую сигнатуру. Наклонный фенестрон и горизонтальный стабилизатор конструкции биплан на хвостовой части улучшают взлетные характеристики. Шасси и тормоза с электроприводом вместо традиционных гидравлических систем снижают массу вертолета и повышают его надежность. Бортовая система контроля и диагностики отслеживает ключевые параметры техобслуживания и может по каналам передачи данных направлять их техническим специалистам на земле, когда вертолет находится в воздухе.

Airbus полагает, что общие расходы на техническое обслуживание H160 будут больше похожи на те, что характерны для легких вертолетов с двумя двигателями, нежели для машин средней грузоподъемности и что представленный вертолет будет на одну тонну легче и на 15-20% эффективнее своего главного конкурента на рынке – AgustaWestland AW139, пользующегося огромным успехом.

Поживем – увидим. Цена такого вертолета с представительским салоном составит около $19 млн. Однако уже сейчас очевидно, что технологии, задействованные в H160, впечатляют. И судя только по внешнему виду, можно сказать, что это уникальный в своем роде вертолет.